с 01.01.2010 по настоящее время
Астрахань, Астраханская область, Россия
С 16 по 19 ноября 2021 года в Астраханском ГМУ состоялся Международный студенческий форум «Будь с нами! Говори по-русски!». Форум был организован при финансовой поддержке фонда «Русский мир» в рамках реализации грантового проекта.
С 16 по 19 ноября 2021 года в Астраханском ГМУ состоялся Международный студенческий форум «Будь с нами! Говори по-русски!». Форум был организован при финансовой поддержке фонда «Русский мир» в рамках реализации грантового проекта.
Цель проведения мероприятия – продвижение и популяризация русского языка, формирование позитивного имиджа Астраханского региона и страны в целом за рубежом, укрепление международных связей и привлечение в российские вузы большего числа иностранных обучающихся.
В рамках реализуемого проекта были заявлены следующие мероприятия: Международная студенческая олимпиада по русскому языку для иностранных студентов; Мастер-класс «Уроки риторического искусства», Поэтический флешмоб «Славим живое русское слово!», Всероссийская научно-практическая конференция студентов и молодых ученых с международным участием «Русский язык в поликультурном образовательном пространстве».
Было получено более 300 заявок на участие в мероприятиях Форума от студентов, молодых ученых, педагогов из разных регионов России, стран дальнего и ближнего зарубежья (Астрахань, Волгоград, Краснодар, Ставрополь, Санкт-Петербург, Казань, Рязань, Смоленск, Курск, Оренбург, Воронеж, Нижний Новгород, Уфа, Иркутск, Барнаул, Архангельск, Кемерово, Красноярск и др.), стран дальнего и ближнего зарубежья (Белоруссия, Армения, Таджикистан, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Вьетнам и др.).
16 ноября прошел заключительный этап Международной олимпиады по русскому языку для иностранных студентов. Олимпиада проводилась в онлайн-формате на базе платформы Zoom. Было принято около 150 заявок из более чем 30 университетов России (КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, Курский ГМУ, Оренбургский ГМУ, Ставропольский ГМУ, Волгоградский ГМУ, Смоленский ГМУ, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, Казанский ГМУ, Приволжский исследовательский медицинский университет, Иркутский ГМУ и др.) и стран ближнего зарубежья (Российско-Таджикский Университет, Казахский Университет им. С.Д. Асфендиярова, Ереванский ГМУ им. М. Гераци, Таджикский ГМУ, Западно-Казахстанский медицинский университет им. Марата Оспанова, Гродненский ГМУ, Алматинский государственный гуманитарно-педагогический колледж № 2).
Олимпиада состояла из нескольких этапов, два из которых проводились в заочном формате. В рамках первого этапа участники готовили видеопрезентации о родной стране. Критериями этого этапа выступили креативность, информативность, фонетическая компетенция, технический уровень подготовки сюжетов. Жюри выбрало наиболее интересные и содержательные работы. По итогам 1 тура в следующий этап прошли 60 участников.
В рамках второго тура участники писали сочинения на одну из предложенных тем: Мой университет, Россия моими глазами, Мой самый счастливый день, Почему я изучаю русский язык, Книга – мой лучший друг. Главным критерием выступили лексико-грамматические компетенции, соответствующие уровню не ниже базового, а также креативность, использование средств языковой выразительности и логичность повествования. После оценивания сочинений было отобрано 30 финалистов, принявших участие в заключительном онлайн соревновании, в котором каждому конкурсанту предстояло ответить на 5 вопросов о России и представить монолог на одну из тем: Человек, который повлиял на мою жизнь, Моя будущая профессия, Мой любимый литературный герой. Яркие, эмоциональные, трогательные выступления большинства участников не могли оставить равнодушными организаторов мероприятия и членов жюри.
Финалисты достойно продемонстрировали свои знания географии, истории, культуры России и уровень языковой подготовки. По результатам 3 тура места были распределены с учетом контингента участников (ближнее и дальнее зарубежье) следующим образом: среди представителей ближнего зарубежья: Таирова Диана (Алматинский государственный гуманитарно-педагогический колледж № 2, Пак Анастасия (Иркутский ГМУ); Джобиров Муродулло (Российско-Таджикский Университет); среди представителей дальнего зарубежья: Ашоур Яра Саед Ахмед Мохамед, Египет (Приволжский исследовательский медицинский университет; Ашоур Еиасс С.Н., Палестина (Волгоградский ГМУ); Абу-Румман Сейф Аддин Ибрахим Мифлех, Иордания (Казахский Национальный Медицинский Университет им. С.Д. Асфендиярова).
По окончании Олимпиады участники и их руководители поблагодарили организаторов за высокий уровень проведения мероприятия, отметив креативный подход в составлении заданий в рамках каждого этапа, и выразили надежду на дальнейшее сотрудничество с кафедрой русского языка Астраханского ГМУ.
16 ноября состоялся Мастер-класс «Уроки риторического искусства» на тему «Студенты за здоровый образ жизни» (на примере биографий известных людей). Цель мероприятия: пропаганда здорового образа жизни среди студентов, развитие у обучающихся навыков публичного выступления, умения участвовать в диспуте, толерантного отношения к мнению собеседника. В мероприятии приняли участие студенты 1-3 курсов из стран ближнего и дальнего зарубежья, а также иностранные слушатели подготовительного отделения Астраханского ГМУ.
Участники мероприятия ознакомились с презентацией «Здоровый образ жизни – твоя главная высота», выслушали доклады студентов: Реджепова Назара (330 гр. лечебный факультет.), Алибекова Эльдара (306 гр., педиатрический факультет), Адрар Сабрин (342 гр., лечебный факультет). Студенты внимательно слушали и с большим интересом задавали вопросы докладчикам. Весь процесс обсуждения координировали ведущие мероприятия: Шинун Ильяс (333 гр. лечебный факультет), Сатхик Али Мехарбан Джоти Беназирр Джоти (333 гр. лечебный факультет). После выступления докладчиков все присутствующие приняли участие в обсуждении следующих вопросов: 1. Когда человек должен начинает думать о своем здоровье: в 10 лет, в 20 лет, в 30 лет? 2. Можно ли восстановить здоровье, если оно потеряно на 50 %? 3. Любить себя – не эгоизм. Любить себя – не значит всё себе разрешать. Примеры разумного самоограничения. 4. Что помогает людям оставаться здоровыми долгие годы и продлить себе жизнь? Студенты-иностранцы проявили огромный интерес к обсуждаемым вопросам и не боялись отстаивать собственную точку зрения, демонстрируя хороший уровень владения русским языком.
17 ноября состоялся поэтический флэш-моб «Славим живое русское слово!». Цель творческого мероприятия – развитие у обучающихся интереса к русскому языку и литературе, формирование у студентов толерантного отношения к культуре и традициям других народов. В мероприятии приняли участие более 40 иностранных студентов из стран ближнего и дальнего зарубежья, обучающихся в ведущих вузах Астрахани: Астраханском государственном университете, Астраханском государственном техническом университете и Астраханском государственном медицинском университете. На протяжении нескольких дней студенты читали стихи любимых поэтов на русском языке, демонстрируя своё мастерство владения словом.
При выборе репертуара студенты обращались к произведениям русских поэтов разных периодов и литературных направлений: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, С.А. Есенина, О.Э. Мандельштама, Н.С. Гумилева, И.А. Бродского, А.А. Вознесенского, Е.А. Евтушенко, Р.И. Рождественского, Ю. Визбора, К. Симонова.
Иностранные студенты пытались живым русским словом отразить разные исторические эпохи России. Так, перед зрителями мероприятия разворачивались и пейзажные зарисовки русской провинции, и эмоциональные переживания авторов любовной лирики, и картины военных лет, – словом, всё то, что делает Россию столь загадочной и интересной для иностранных гостей. Самые яркие и необычные ролики были смонтированы в фильм, увидеть который мог любой желающий на официальном сайте Астраханского ГМУ, а также в социальных сетях.
18-19 ноября на базе платформы Webinar.ru была проведена Всероссийская научно-практическая конференция студентов и молодых ученых с международным участием «Русский язык в поликультурном образовательном пространстве». Цель проведения конференции – привлечение внимания отечественных и зарубежных специалистов, образовательных учреждений к обсуждению новейших методик и технологий в обучении русскому языку и решению актуальных проблем русской словесности.
В работе конференции приняли участие студенты, магистранты, аспиранты, соискатели, молодые преподаватели российских и зарубежных вузов, учителя школ и средних профессиональных учебных заведений России, Белоруссии, Казахстана, Туркменистана, Вьетнама и др.
В программе мероприятия были предусмотрены 1 пленарное и 5 секционных заседаний по актуальным проблемам обучения русскому языку в неязыковом вузе, методическим аспектам преподавания русского языка как иностранного, вопросам билингвального образования, проблемам межкультурной коммуникации и социально-психологической адаптации иностранных обучающихся.
Конференция предоставила возможность молодым ученым и студентам приобрести опыт публичных выступлений, способствуя выработке у них критического мышления, навыков научно-исследовательской работы и всестороннему развитию личности. Конференция выступила дискуссионной площадкой для молодых исследователей, позволив апробировать результаты их научных изысканий, дала импульс к их международной коллаборации в наукотворческой деятельности. Конференция позволила участникам обменяться опытом и представить собственные идеи по формированию концепции обучения русскому языку в поликультурной образовательной среде. По итогам конференции издан сборник материалов с размещением в базе РИНЦ. Все участники Форума награждены памятными подарками, сертификатами, дипломами.
Организованные в рамках международного молодежного форума мероприятия будут способствовать языковому взаимодействию студентов из России, стран ближнего и дальнего зарубежья, их социокультурной и психологической адаптации, комфортному вхождению в новую языковую и образовательную среду.