Review of the collective monograph «MODERN PROBLEMS OF LINGUISTICS AND LINGUODIDACTICS» (chief editor T.V. Drozdova)
Abstract and keywords
Abstract (English):
The peer-reviewed collective monograph convincingly shows the relevance and complexity of problems relating to the connection between language and consciousness, the multimodality of oral and written forms of communication, the search for solutions to linguodidactics problems, etc.

Text
Text (PDF): Read Download

Изменение научной парадигмы знания в совокупности с прогрессом исследовательских и образовательных технологий ведут к переосмыслению имеющегося знания с антропоцентрических позиций во многих областях гуманитарного знания, включая такие смежные науки, как лингвистика и лингводидактика.

Рецензируемая коллективная монография убедительно показывает актуальность и сложность проблем, касающихся связи языка и сознания, мультимодальности устной и письменной форм коммуникации, поиска решений задач лингводидактики и др. Представленные в работе позиции авторов характеризуются новизной. В ряде глав впервые описывается эмпирический материал русского, английского и французского языков. Авторами также предлагаются новые подходы к использованию информационных технологий в образовательном процессе.

Структурные разделы монографии и отдельные главы этих разделов соответствуют предложенному авторами подходу. В первом разделе монографии раскрываются особенности метафоры как ментального механизма и языкового феномена, рассматривается специфика креолизованных текстов нехудожественного характера, роль мифологем в реализации интерпретирующей функции языка, описывается ряд категорий художественного текста. Например, в первой главе автор (Бычков Д.М.) анализирует креолизованные тексты, выявляет их многообразие, рассматривает вербальный и визуальный компоненты в поликодовых текстах, взаимодействие которых порождает сложный полимодальный образ [с. 37]. Особенностью данного раздела, на наш взгляд, является анализ функций метафор в научном дискурсе (с. 53-62). Автор (Т.В. Дроздова) заключает, что научная метафора имеет комплексный характер.

В главе убедительно доказано, что изменения физической среды коммуникации и появление новых средств трансфера знаний требуют от адресата определенных ментальных усилий, направленных на осмысление и адекватное понимание этого содержания.

Интересный ракурс исследования лингводидактики представлен во втором разделе монографии «Современные проблемы лингводидактики», в котором освещены вопросы обучения иностранному языку, методы и приемы, используемые авторами, проблемы обучения языку профессионального общения, формирования лингвокультурологических компетенций, особенностей дистанционных технологий. Интересным и актуальным, на наш взгляд, являются затрагиваемые авторами проблемы инклюзивного образования (Попова Г.Е., Ибляминова М.Р.). Они дают историческую справку по инклюзивному образованию, анализируют определения термина «инклюзивный», предлагают решение актуализации моделей обучения студентов с ОВЗ.

Таким образом, монография кафедры «Иностранные языки» Астраханского государственного технического университета, посвященная вопросам изучения вербальных/невербальных средств репрезентации связи научных областей, средствам реализации индивидуальных образовательных траекторий и т.д., вносит весомый вклад в современную филологическую науку.

Рецензируемая монография имеет теоретическую и практическую ценность. Целый ряд выдвинутых авторами идей в области лингвистики и лингводидактики указывают перспективы дальнейших исследований в данных областях науки. Монография представляет интерес для языковедов широкого профиля, преподавателей языковых дисциплин вузов, аспирантов и студентов.

Login or Create
* Forgot password?