HYGIENIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN AS A MEANS OF PREVENTING THE ADVERSE EFFECTS OF OUT-OF-SCHOOL FACTORS
Abstract and keywords
Abstract (English):
Preservation and strengthening of children and adolescents' health is one of the most important direc-tions of the state policy of the Russian Federation. Purpose of the study: to assess the effectiveness of hygiene education techniques to prevent adverse effects of out-of-school factors on the health of schoolchildren. Materials and methods: In the dynamics from 2017 to 2019 in three educational or-ganizations of Astrakhan the hygienic education of schoolchildren and their parents was carried out. The influence of extracurricular factors on schoolchildren's health was assessed on the basis of a risk-based model. A total of 1940 Astrakhan schoolchildren aged 7–17 (878 boys and 1062 girls) partici-pated in the questionnaire-based survey. The data was statistically processed using Microsoft Office Excel 2007. Results: A cause-effect relationship was found to be 95,0 %, RR = 6,40, CI = 4,92–8.33, the etiological component was 67,5 %, sensitivity was 0,889, specificity was 0,778. There was a caus-al relationship between occurrence of myopia and failure to perform eye exercises by school children at home, 95,0 %, RR = 1,80, CI = 1,52–2,15, etiological component 26,7 %, sensitivity 0,750, speci-ficity 0,500. A causal relationship was found between the occurrence of musculoskeletal disorders and the use of shoes that did not meet hygienic recommendations, including those outside educational institutions – 95,0 %, RR = 1,75, CI = 1,50–2,00, etiological component 25,0 %, sensitivity – 0,700, specificity – 0,500. Within the framework of the conducted activities short recommendations – check-lists on the rational organization of the day and nutrition, motor activity, night sleep and leisure time organization were formulated. The information was also presented to the parents of the schoolchil-dren. Conclusion. Identification of intra-school and extra-school factors, establishment of cause-effect relationships and evaluation of possible adverse effects, will make it possible to develop relevant techniques of hygiene education, which will contribute to preservation

Keywords:
schoolchildren, out-of-school factors, educational environment factors, hygiene education, healthy lifestyles
Text
Text (PDF): Read Download

Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков является одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации. В связи с этим значение гигиенической оценки факторов среды обитания и рисков для благоприятного роста и развития детей школьного возраста представляется особенно актуальным [1–3].

Вместе с тем публикаций о роли внешкольных факторов, возможных рисках их влияния и путях профилактики в литературе представлено недостаточно [4].

Изучение показателей физического развития и состояния здоровья детей и подростков в меняющихся условиях жизнедеятельности и роль в этом процессе факторов внешкольной среды имеет важное значение [5–8].

В этой связи разработка эффективных приемов гигиенического воспитания, оздоровительных программ и профилактических мероприятий, направленных на сохранение здоровья школьников и учитывающих влияние факторов среды обитания, остается актуальной задачей.

Цель: оценить эффективность применения приемов гигиенического воспитания для профилактики неблагоприятного воздействия внешкольных факторов на здоровье школьников.

Материалы и методы исследования. В динамике с 2017 по 2019 гг. в трех образовательных организациях города Астрахани осуществлялось гигиеническое воспитание школьников и их родителей.

Оценку влияния внешкольных факторов на состояние здоровья школьников проводили на основании риск-ориентированной модели. Были составлены четырехпольные таблицы сопряженности и произведен расчет относительного риска (RR). Границы доверительного интервала ДИ = 95,0 %. Значения ДИ и RR сравнивали с единицей. При RR = 1 – исследуемый фактор не влияет на вероятность исхода; при RR > 1 – фактор повышает частоту исхода; при RR < 1 – вероятность исхода при воздействии фактора снижается.

Для оценки уровня знаний школьников по вопросам оптимальной организации режима дня, рационального питания и здорового образа жизни были разработаны и апробированы специальные анкеты. В анкетировании бланковым методом приняли участие 1 940 астраханских школьников 7–17 лет (878 мальчиков и 1 062 девочки). Младшие школьники отвечали на вопросы совместно с родителями.

Обязательные критерии включения в исследование: добровольное информированное согласие от обучающихся и их родителей (законных представителей), принадлежность к группе детей школьного возраста; корректно заполненная участником анкета.

Исследование соответствовало этическим принципам Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации (пересмотр 2013 г.). Статистическую обработку данных проводили с использованием программы Microsoft Office Excel 2007.

Результаты исследования и их обсуждение. С помощью таблиц сопряженности были выделены группы школьников с дисгармоничным физическим развитием, имеющих комплекс факторов нерационального режима дня (увеличение времени выполнения домашней работы, низкая двигательная активность, непосещение спортивных тренировочных занятий, малая продолжительность пребывания на свежем воздухе, длительное использование различных электронных устройств – смартфон, персональный компьютер, игровые консоли и приставки, телевизор) и нерационального питания.

В ходе исследования было установлено увеличение доли школьников средних и особенно старших классов, подверженных влиянию факторов внешкольной среды. Так, у 12,0 % младших школьников изучение основных компонентов режима дня, таких как сон, двигательная активность, учебная нагрузка и дополнительные занятия, показало его нерациональную организацию. Данный показатель существенно возрастает в старших классах, достигая 39,0 %. Следует отметить и увеличение количества школьников, питание которых в домашних условиях является нерациональным, с 15,0 % в младших классах до 37,0 % в старших.

В течение периода обучения в школе число школьников с избыточной массой тела и ожирением увеличивается практически в 2 раза – с 15,0 % в младшей школе до 28,3 % в старшей.

Была установлена причинно-следственная связь между возникновением избыточной массы тела и ожирением и нерациональной организацией режима дня школьников в домашних условиях – 95,0 %, RR = 6,40, ДИ = 4,92–8,33, этиологическая составляющая – 67,5 %, чувствительность – 0,889, специфичность – 0,778.

Правильная организация рабочего места дома, оптимальный режим труда и отдыха, контроль продолжительности работы с различными электронными устройствами способствует поддержанию работоспособности школьника и позволяет предупредить неблагоприятное влияние на орган зрения. Результаты анкетирования показали, что гимнастику для глаз как один из видов профилактических мероприятий, направленных на снижение зрительной нагрузки в домашних условиях, выполняют только 30,0 % школьников 9 классов и 24,0 % школьников 11 классов. В то же время в обследуемых образовательных организациях диагноз «Миопия» был установлен у 14,0 % школьников 9 классов, увеличиваясь до 21,0 % у школьников 11 классов.

Выявлена причинно-следственная связь между возникновением миопии и невыполнением гимнастики для глаз школьниками в домашних условиях – 95,0 %, RR = 1,80, ДИ = 1,52–2,15, этиологическая составляющая – 26,7 %, чувствительность – 0,750, специфичность – 0,500.

Результаты проведенного анкетирования позволили установить, что количество школьников использующих обувь, не отвечающую гигиеническим рекомендациям, в том числе вне школы, увеличивается. Так, количество учеников, предпочитающих в качестве повседневной обуви кроссовки и балетки, составляя 35,0 % в младшей школе, возрастает до 66,0 % в средних классах и достигает 79,2 % в старших классах. При этом заболевания костно-мышечной системы имели тенденцию к росту и наблюдались у 7,2 % младших школьников, в дальнейшем увеличиваясь до 13,0 % в средних классах, а в старших классах составляли уже 21,0 %.

Была установлена причинно-следственная связь между возникновением заболеваний костно-мышечной системы и использованием обуви, не отвечающей гигиеническим рекомендациям, в том числе вне стен образовательных организаций – 95,0 %, RR = 1,75, ДИ = 1,50–2,00, этиологическая составляющая – 25,0 %, чувствительность – 0,700, специфичность – 0,500.

До проведения исследования в обследованных организациях применялись различные здоровьесберегающие технологии. При этом выбор профилактических мероприятий и методика их проведения определялись уровнем компетентности учителей в данном направлении. Следует отметить, что учителя и родители школьников имели недостаточный уровень знаний и навыков по вопросам формирования здорового образа жизни у детей школьного возраста.

По результатам исследования была предложена реализация приемов гигиенического воспитания учеников начальных, средних и старших классов с целью коррекции неблагоприятного воздействия внешкольных факторов, непосредственно в образовательных организациях. Информацию также доводили до сведения родителей школьников.

В рамках проводимых мероприятий, на основании изучения факторов среды обитания и анкетирования школьников по вопросам режима дня и питания были сформулированы краткие рекомендации для гигиенического воспитания учащихся различных возрастно-половых групп в условиях школы – чек-листы по вопросам рациональной организации режима дня и питания, двигательной активности, ночного сна, организации досуга.

Так, чек-лист по рациональной организации режима дня содержал следующие рекомендации:

  • ложись спать в одно и то же время, а утром вставай в 7 : 00 часов;
  • не забывай проветривать комнату перед сном;
  • соблюдай личную гигиену;
  • выключай все источники света в комнате (компьютер, телевизор и т.д.);
  • утро начинай с гимнастики;
  • по возможности больше ходи пешком;
  • носи удобную обувь;
  • поднимайся по лестнице вместо лифта;
  • старайся думать о хорошем;
  • чаще выходи на прогулку с друзьями, братьями или сестрами, с родителями, с домашними питомцами, после выполнения домашнего задания и перед сном;
  • перед тем как приступить к выполнению домашних заданий, немного погуляй, отдохни;
  • чередуй выполнение письменных и устных заданий;
  • не делай уроки лежа на диване или в кресле;
  • организуй рабочее место и свет таким образом, чтобы он падал с левой стороны (если ты левша – то справа);
  • не работай со смартфоном или планшетом, поднеся его близко к глазам;
  • контролируй время использования электронных устройств.

В ходе реализации межведомственного подхода, разработанного в рамках совместного проекта Министерства образования Астраханской области и кафедры гигиены медико-профилактического факультета с курсом последипломного образования Астраханского государственного медицинского университета, в целях гигиенического воспитания в образовательных организациях авторами и сотрудниками Областного центра общественного здоровья и медицинской профилактики были разработаны наглядные пособия в виде буклетов, которые содержали информацию по основным компонентам режима дня (рис. 1, 2).

 

 

Рис. 1 Пример чек-листа

Fig. 1. Example of a checklist

 

 

Рис. 2. Пример чек-листа

Fig. 2. Example of a checklist

Эффективность проведенных мероприятий по гигиеническому воспитанию с участием родителей подтверждалась снижением в образовательных организациях (участниках проекта) количества школьников с заболеваниями органов зрения в 2,6 раза, с заболеваниями костно-мышечной системы и соединительной ткани в 1,4 раза, с болезнями эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ в 1,2 раза по сравнению с другими образовательными организациями Астраханского региона.

Результаты исследований ряда авторов подтверждают высокую распространенность неблагоприятных, но при этом управляемых факторов риска, обусловленных образом жизни детей и подростков и молодежи [9–11].

Изучение основных принципов ЗОЖ необходимо начинать уже в начальных классах школ вследствие высокого уровня мотивации детей к получению новых знаний. Эффективность реализуемых профилактических мероприятий предполагает повышение уровня знаний родителей школьников, учителей, а также медицинских работников. При этом получение информации по вопросам ЗОЖ должно быть доступным и интересным, в первую очередь, для детей, подростков и молодежи, с использованием различных средств информационно-коммуникационных технологий и различных электронных устройств [12–15].

Заключение. Реализуемые профилактические мероприятия должны быть направлены на снижение неблагоприятного влияния факторов среды обитания, в том числе внешкольных факторов. При этом определение внутришкольных и внешкольных факторов, установление причинно-следственных связей и оценка возможного неблагоприятного влияния позволят разработать актуальные приемы гигиенического воспитания, которые будут способствовать сохранению и укреплению здоровья школьников, их гармоничному росту и физическому развитию.

References

1. Baranov A.A., Kuchma V.R., Anufrieva E.V., Sokolova S.B., Skoblina N.A., Virabova A.R., Makarova A.Ju., Trofimenko E.V., Kvilinskij P.N., Sapunova N.O. Assessment of the quality of medical care for students in edu-cational organizations. Vestnik Rossiyskoy akademii meditsinskikh nauk = Annals of the Russian Academy of Medi-cal Sciences 2017; 72 (3): 180-194. doi:https://doi.org/10.15690/vramn830. (In Russ.).

2. Bogomolova E.S., Shaposhnikova M.V., Kotova N.V., Badeeva T.V., Maksimenko E.O., Kiseleva A.S., Ko-val'chuk S.N., Ashina M.V., Oljushina E.O Characteristics of physical health of students of modern educational institu-tions. Gigiena i sanitariya = Hygiene and Sanitation, Russian Journal. 2019; 98 (9): 956-961. doi:https://doi.org/10.18821/0016-9900-2019-98-9-956-961. (In Russ.).

3. Gricina O.P., Trankovskaja L.V., Semaniv E.V., Liseckaja E.A. Factors forming the health of modern chil-dren and adolescents. Tikhookeanskiy meditsinskiy zhurnal = Pacific Medical Journal. 2020; 3 (81): 19-24. doi:https://doi.org/10.34215/1609-1175-2020-3-19-24. (In Russ.).

4. Kuchma V.R., Milushkina O.Ju., Bokareva N.A., Skoblina N.A. Modern trends of preventive work in educa-tional institutions. Gigiena i sanitariya = Hygiene and Sanitation, Russian Journal. 2014; 93 (6): 107-111. (In Russ.).

5. Baranov A.A., Kuchma V.R., Suhareva L.M., Skoblina N.A., Jampol'skaja Ju.A., Bokareva N.A., Besstrash-naja N.A. Universal Assessment of the Physical Development of Primary School Students: A Manual for Medical Pro-fessionals. Moscow: Scientific Center for Children's Health of the Russian Academy of Medical Sciences; 2010. 34 p. (In Russ.).

6. Skoblina N.A., Milushkina O.Ju., Tatarinchik A.A., Fedotov D.M. The place of gadgets in the life of modern schoolchildren // Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya - ZNiSO = Public Health and Life Environment - PH&LE. 2017; 7 (292): 41-43. doi:https://doi.org/10.35627/2219-5237/2017-292-7-41-43. (In Russ.).

7. Devrishov R.D. Review of factors determining living conditions of modern schoolchildren // Rossiyskiy vestnik gigieny = Russian Bulletin of Hygiene. 2022; (3): 29-34. doi:https://doi.org/10.24075/rbh/2022.054. (In Russ.).

8. Ganuzin V.M., Maskova G.S., Storozheva I.V., Suhova N.S. Analysis of health dynamics in children and adolescents based on the results of regular medical check-ups // Rossiyskiy vestnik gigieny = Russian Bulletin of Hy-giene. 2021. (3): 9-12. doi:https://doi.org/10.24075/rbh.2021.019. (In Russ.).

9. Jamanova G.A., Antonova A.A. The importance of educational space factors in the formation of childrenʼs health. Profilakticheskaya meditsina = The Russian Journal of Preventive Medicine. 2022; 25 (2): 113-118. doi:https://doi.org/10.17116/profmed202225021113. (In Russ.).

10. Derikx D.F.A.A., Houwen S., Meijers V., Schoemaker M.M., Hartman E. The relationship between Social Environmental Factors and Motor Performance in 3- to 12-Year-Old Typically Developing Children: A Systematic Re-view. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. no. 18: 7516. doi:https://doi.org/10.3390/ijerph18147516. (In Russ.).

11. Aragon-Martin R., Gomez-Sanchez M.D.M., Martinez-Nieto J.M., Novalbos-Ruiz J.P., Segundo-Iglesias C., Santi-Cano M.J., Castro-Pinero J., Lineros-Gonzales C., Hernan-Garcia M., Schwarz-Rodriguez M., Jimenez-Pavon D., Rodriguez-Martin A. A Independent and Combined Association of Lifestyle Behaviours and Physical Fitness with Body Weight Status in Schoolchildren. Nutrients. 2022; 14 (6): 1208. doi:https://doi.org/10.3390/nu14061208. (In Russ.).

12. Setko A.G., Zhdanova O.M., Tjurin A.V. Scientific justification of the innovative approach to health control in students from general educational institutions of various types. Rossiyskiy vestnik gigieny = Russian Bulletin of Hy-giene. 2021; (3): 13-17. doi:https://doi.org/10.24075/rbh.2021.024. (In Russ.).

13. Markelova S.V. The Role of Parents, Teachers and Health Professionals in Forming Knowledge, Abilities and Skills of a Safe Use of Electronic Devices by High School Children // Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya - ZNi-SO = Public Health and Life Environment - PH&LE. 2020; 8 (329): 50-57. doi:https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-329-8-50-57. (In Russ.).

14. Markelova S.V., Sapunova N.O., Dobruk I.V., Cepljaeva K.V. Dynamics of teachersʼ awareness on the is-sues of protecting the health of schoolchildren during the ongoing sanitary and educational work during 2000-2021 // Rossiyskiy vestnik gigieny = Russian Bulletin of Hygiene. 2022; (3): 9-13. doi:https://doi.org/10.24075/rbh.2022.049. (In Russ.).

15. Reen G.K., Muirhead L., Langdon D.W. Usability of Health Information Websites Designed for Adolescents: Systematic Review, Neurodevelopmental Model, and Design Brief // Journal of medical Internet research. 2019. 21 (4): 11584. doi: 10/2196/11584. (In Russ.).


Login or Create
* Forgot password?