СПОСОБЫ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
На сегодняшний день дистанционное обучение является современным видом осуществления образовательного процесса, который приобретает все большую распространённость. Подготовка преподавателем материалов для реализации процесса обучения значительно усложняется, так как требует разработки пошаговых инструкций и детальной консультации по выполнению работы. К ряду проблем, с которыми сталкиваются обучающиеся в ходе образовательного процесса можно отнести пути и способы восприятия обучающимися информации. Было проведено исследование среди 100 обучающихся 1-2 курса медицинского университета лечебного, педиатрического и стоматологического факультета с целью определить процентное соотношение доминирующей перцептивной модальности среди обучающихся для проектирования и планирования процесса обучения в дистанционном режиме. Результаты исследования были следующими: аудиальная перцептивная модальность составляла 18,3%, кинестетическая перцептивная модальность – 53,3%, визуальная перцептивная модальность – 28,4%. Применяя основные принципы коммуникативного подхода, мы вводили лексико-грамматический материал с использованием видео. Видео подбирались с учётом представленного лексико-грамматического материала, эмоциональной окраски, а также жестов и движения спикеров, связанных с тактильными ощущениями. Применение индивидуального подхода с учётом всех особенностей обучающихся позволяет успешно осваивать материал и достигать все основные цели учебного процесса с внедрением дистанционных технологий.

Ключевые слова:
дистанционное обучение, технологии обучения, электронно-цифровое образование, иностранный язык, образовательный процесс, доминирующая перцептивная модальность
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Введение

Пандемия внесла грандиозные коррективы во все сферы нашей жизни, и образование не стало исключением. В целях предотвращения распространения инфекции COVID-19 в образовательных учреждениях страны был введён режим дистанционного обучения. 

На сегодняшний день дистанционное обучение является современным видом осуществления образовательного процесса, который приобретает все большую распространённость [4]. Смысл удалённого метода преподавания заключается в осуществлении процесса обучения на расстоянии в режиме реального времени. При этом, преподаватель может находиться от обучающегося на любом расстоянии, они могут проживать в разных уголках планеты [7,8]. Такой вид образовательного процесса стал возможным, благодаря развитию компьютерных технологий.

Целью дистанционного обучения является расширенное использование технологий в образовательном пространстве [5]. Внедрение новейших технических возможностей стало достаточно спорным, но актуальным вопросом в сфере образования и информационной культуры, которое кардинально изменило подход к образованию. Информационные образовательные технологии получили широкое распространение и, наряду с традиционными формами обучения, уверенно завоёвывают существенное место в образовательном процессе [6]. Цифровая революция предлагает целый ряд новейших методов взаимодействия с обучающимися. Насколько результативен процесс дистанционного обучения, зависит от некоторых условий:

-эффективность взаимодействия с обучающимся;

-используемые технологий обучения;

-качество методических материалов;

-эффективность обратной связи.

Широко востребованные средства информационных технологий позволяют использовать разнообразные и достаточно эффективные формы подачи учебного материала в процессе обучения. Мы можем выделить следующие методы работы в режиме дистанционного обучения:

  • наглядные методы (демонстрация фотографий, видеоматериалов)
  • словесные методы (лекция, чтение, беседа и др.)
  • методы практической работы (упражнения, конспекты, реферат и др.)
  • проектные методы (создание моделей, презентации и др.)

Данные методы бесспорно эффективны, так как позволяют сосредоточиться на материале и формируют качественное запоминание услышанного. Все вышеперечисленное дает возможность обучающемуся участвовать в образовательном процессе, а не оставаться его пассивным наблюдателем. К тому же, полученная информация, имеющая эмоциональную окраску, гарантирует качественное усвоение изученного материала. Подготовка практических работ преподавателем, в свою очередь, значительно усложняется, так как требует разработки пошаговых инструкций и детальной консультации по выполнению работы.

Онлайн-обучение – это не только процесс передачи информации посредством интернет-технологий, а прежде всего когнитивный процесс, и в то же время процесс взаимодействия. Грамотно подобранные материалы, с упором на цели, задачи и характеристики процесса обучения в онлайн-среде обеспечат и образовательный результат, и положительную обратную связь. В современном мире, когда переход на онлайн-обучение осуществляется в кратчайшие сроки, электронный контент, созданный для срочного решения образовательных проблем, следует отличать от полноценных онлайн-курсов, предполагающих создание гибкой интерактивной ориентированной на обучающихся онлайн-среды для контролируемого освоения знаний и навыков обучающимися.

В основе дистанционного обучения лежит тщательно спроектированный и спланированный процесс, поддерживаемый обоснованной и целенаправленной последовательностью учебно-методических и контрольно-оценивающих материалов, которые позволяют достичь результатов в формате дистанционного обучения. Перед преподавателем стоит задача организовывать учебный процесс с помощью дистанционных технологий обучения на основе различных способов предоставления электронных ресурсов и инструментов коммуникации обучающихся в электронной среде.

Так как основная разница дистанционного и очного способа обучения стоит в том, что в традиционном способе обучения, знания и навыки передаёт преподаватель напрямую через общение, а при дистанционном способе обучающийся, как правило, самостоятельно получает новые навыки и знания с использованием сети Интернет, и общение с преподавателем происходит удалённо, то существует ряд проблем, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса. Дистанционный формат требует от обучающегося большей самостоятельности и организованности. Поэтому при дистанционном способе обучения особое значение приобретает способность обучаемого к самообразованию и его мотивация к обучению. То есть, поскольку личное общение с преподавателем пока не можем быть полноценно заменено компьютерными технологиями, мы должны обращать пристальное внимание на особенности протекания образовательного процесса с использованием приёмов дистанционного обучения. Среди этих проблем мы хотим особо выделить сложности, связанные с восприятием информации, а в частности лексико-грамматического материала, вводимого в дистанционном формате. 

Психологи предлагают обратить особое внимание на то, как каждый обучающийся может воспринимать информацию в соответствии с его психологическими особенностями. Они предлагают различные тесты на определения типа доминирующей перцептивной модальности, в том числе и восприятия информации обучающимися.

Цель исследования

Определить процентное соотношение доминирующей перцептивной модальности среди обучающихся для проектирования и планирования процесса обучения в дистанционном режиме.

Материалы и методы

В нашем исследовании мы использовали Диагностику доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева [1].

Данный тест является одним из способов быстро определить тип доминирующей перцептивной модальности человека. С помощью данного теста было проведено исследование среди 100 обучающихся 1-2 курса медицинского университета лечебного, педиатрического и стоматологического факультета. Критерии включения в исследование были следующие: обучающийся учился на 1-2 курсе, факультет – лечебный, педагогический, стоматологический, изучал английский язык в школе, изучал английский язык как иностранный.  Критерии исключения были следующими: обучающийся учился на 3-6 курсе, не обучался на лечебном, педагогическом, или стоматологическом факультете, не изучал английский язык в школе, обучающийся изучал немецкий или русский язык как иностранный.

Для данного исследования наиболее предпочтительным методом сбора первичной информации являлся опрос, который представлял собой получение данных со слов респондента и их фиксирование на бумажные носители. Опрос проводился путем интервьюирования респондента по строго формализованной анкете, представленной в бумажном варианте, очно и индивидуально.

Испытуемым был предложен список из 48 вопросов. Испытуемый доложен был прочитать предлагаемые утверждения и поставить знак «+» при согласии с данным утверждением и знак «-», если испытуемый не был согласен с утверждением. При оценке и интерпретации результатов был использован ключ к тесту:

визуальный канал восприятия: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45.

аудиальный канал восприятия: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48.

кинестетический канал восприятия: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47.

Уровни перцептивной модальности (ведущего типа восприятия) были следующими:

13 и более – высокий;

8-12 – средний;

7 и менее – низкий.

         Комментарии [1]:

Доминирующая визуальная перцептивная модальность основывается на восприятии зрительных образов. Такие люди думают, в первую очередь, «картинками», восприятие информации им дается легче в виде картинок, графиков, диаграмм, чем то, что выражено в словах.

Доминирующая аудиальная перцептивная модальность основывается на восприятии информации через процесс слушания. Вся информация запоминается ими в форме звуковых впечатлений.

Доминирующая кинестетическая перцептивная модальность основывается на обонятельно-осязательном канале информации. Такие люди (кинестетики) очень любят тактильный контакт. Для лучшего восприятия информации им необходимо прикоснуться, потрогать, разобрать на части, попробовать на вкус, почувствовать. Людям с доминирующей кинестетической перцептивная модальность необходимо прочувствовать, «примерить на себя» ситуацию, прежде чем принять то или иное решение.

Так же для подтверждения результатов был применён неформальный вариант теста (Рис. 1). Испытуемым задавали один и то же вопрос: Специалистом какой области медицины вы видите себя через 10 лет? Далее мы отслеживали, в какую сторону испытуемый отводил глаза, прежде чем сформулировал ответ. В зависимости от направления взгляда можно было сказать, какие образы создает испытуемый: визуальные, аудиальные или кинестетические. Взгляд, направленный вверх, говорил о формировании зрительных образов. Взгляд, направленный вниз сигнализировал о сосредоточенности на чувствах и ощущениях. Взгляд, направленный прямо, влево или вправо, без смещений вверх-вниз демонстрировал формирование звуковых образов.

https://psychojournal.ru/uploads/posts/2018-06/1528205290_avk.gif

 

Рис. 1 Неформальный вариант теста Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева

 

Обсуждение результатов

Результаты тестирования испытуемых оказались следующими. Они продемонстрировали, что на доминирующую аудиальную перцептивную модальность приходится самый низкий показатель (18,3%). Преобладающим доминирующим типом перцептивной модальности у обучающихся оказалась кинестетическая перцептивная модальность (53,3%). Испытуемые с доминирующей визуальной перцептивной модальностью составляли 28,4% (Рис. 2).

 Анализируя данные, полученные на основе тестирования обучающихся, можно сказать, что данная информация имеет весомое значение для определения подхода к правильному построению учебного процесса, подбору материала и его организации, а также для успеваемости обучающихся в образовательном процессе.

Рис. 2 Типы перцептивных модальностей.

 

Подбирая материал для обучения студентов медиков в дистанционном формате, мы должны были учитывать следующее:

  • тематика занятий;
  • эффективность введения лексико-грамматического материала;
  • специфика будущей профессиональной деятельности обучающихся.

Конечно, грамматические конструкции нельзя потрогать, но их можно эмоционально прочувствовать. К лексическому материалу можно применить аналогичный подход. Пользуясь основными принципами коммуникативного подхода, мы вводили лексико-грамматический материал с использованием видео [2,3]. Видео подбирались с учётом представленного лексико-грамматического материала, эмоциональной окраски, а также жестов и движения спикеров, связанных с тактильными ощущениями (доминирующая кинестетическая перцептивная модальность). Осмотр пациента на плановом приёме, поступление пациента в приёмное отделение с неотложным состоянием и прочие ситуации, все они связаны как с эмоциями, а где-то с проявлением эмпатии, так и сенсорикой. Вовлекая обучающегося эмоционально, мы можем влиять в какой-то степени и на кинестетический аспект. Следовательно, данный формат подачи материала оказывает положительное влияние на освоение лексико-грамматического материала.

 

Выводы

Поученные нами данные в ходе исследования не внесли существенных изменений в методику преподавания иностранного языка, но было принято решение отобрать видеоматериалы для освоения лексико-грамматического материала на основании доминирующей перцептивной модальности. Мы изменили банк видеоматериалов, а также разработали лексико-грамматические упражнения к ним. Делая предварительные выводы, можно сказать, что обучающиеся с большим удовольствием смотрят обучающие видео, и данный формат подачи материала играет свою положительную роль в его освоении.

Разрабатывая данные технологии, необходимо в первую очередь учитывать успешность взаимодействия участников образовательного процесса, подачу материала, и успешность его освоения. Применение индивидуального подхода с учётом всех особенностей обучающихся позволит успешно осваивать материал и достигать все основные цели учебного процесса с внедрением дистанционных технологий.

С режимом дистанционного обучения происходит успешное и достаточно быстрое внедрение инноваций, по возможности сводя к минимуму влияние стрессовых ситуаций для всех участников образовательного процесса при переходе от привычного способа работы в обычной аудитории к работе в онлайн аудитории. Дистанционное обучение, изначально являясь в большей степени вынужденной мерой, сейчас стало современным видом осуществления образовательного процесса, которое приобретает все большую распространённость. Благодаря ему началось широкомасштабное использование технологий в образовательном пространстве, кардинально изменившем подход к образованию. Информационные образовательные технологии уверенно завоёвывают своё место в образовательном процессе.

Список литературы

1. Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева.https://psychojournal.ru/tests_online/2012-test-audial-vizual-kinestetik-diagnostika-dominiruyuschey-perceptivnoy-modalnosti.html [дата обращения 10.02.2021]

2. Методические указания по освоению дисциплины «Иностранный язык» для высшего образования в соответствии с ФГОС (лечебный факультет). https://ngmu.ru/department/1821/docs/21075 [дата обращения 20.03.2022]

3. Методические указания по освоению дисциплины «Иностранный язык» для высшего образования в соответствии с ФГОС (стоматологический факультет). https://ngmu.ru/department/1821/docs/21083 [дата обращения 20.02.2022]

4. Приказ Минобразования России № 1050 от 30.05.1997 года. «О проведении эксперимента в области дистанционного обучения» [дата обращения 10.05.2022]

5. Coombs N. Making Online Teaching Accessible: Inclusive Course Design for Students with Disabilities. 2010. John Wiley&Sons.

6. Major C.H. Teaching Online: A Guide to Theory, Research, and Practice. 2015. JHU Press.

7. Pope N. Six top tips for teaching English online. Resources for English Language Learners and Teachers | Pearson English. https://www.english.com/blog/six-top-tips-for-teaching-english-online/ (DOI: 2022, May 10).

8. Scheg A.G. Reforming Teacher Education for Online Pedagogy Development. 2014. IGI Global.

Войти или Создать
* Забыли пароль?