ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается вопрос практико-ориентированного обучения медицинских технологов Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии (г. Астрахани). В результате освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации по специальности «Лабораторная диагностика» медицинские технологи совершенствовали имеющие знания и навыки, а также получили новые компетенции для оказания медицинской помощи пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Ключевые слова:
клиническая лабораторная диагностика, лабораторная диагностика, медицинские технологи, практикоориентированное обучение
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В рамках приоритетного проекта Национальное здоровье в 2008 году в Астрахани было открыто специализированное лечебное учреждение (Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии - далее Центр) для оказания высокотехнологичной помощи пациентам по направлению сердечно-сосудистая хирургия.

В период с 2008 по 2021 года в Центре было выполнено более 60611 операцией на сердце и сосудах с использованием современных высокотехнологичных методов лечения. В этот период клинико-диагностическая лаборатория (КДЛ) Центра была оснащена современными автоматическими анализаторами.

Оснащение КДЛ Центра современным лабораторным оборудованием позволило наряду с исследованием традиционных лабораторных показателей внедрить в практику Центра молекулярные предикторы, которые позволили своевременно осуществлять прогнозирование и диагностику послеоперационных осложнений в раннем послеоперационном периоде у кардиохирургических больных [1]:

- ранних послеоперационных сердечно-сосудистых осложнений – определение аминотерминального фрагмента промозгового натрийуретического пептида;

- ранних послеоперационных инфекционно-воспалительных осложнений – определение прокальцитонина, высокочувствительного С-реактивного белка, ферритина, интерлейкина-6, незрелых гранулоцитов;

- ранних послеоперационных геморрагических и тромбоэмболических осложнений – определение антитромбина III, Д-димера, фибрин-мономера и показателей тромбоэластограммы.

А также диагностику гепарин-индуцированной тромбоцитопении II типа с определением антител класса G к комплексу гепарин/ тромбоцитарный  фактор 4. Кроме того, был внедрен мониторинг лекарственной терапии с помощью лабораторных показателей - дигоксина, нефракционированного гепарина, низкомолекулярных гепаринов, антитробомботических препаратов [1,2,3,4,5].

Были приобретены и внедрены в работу КДЛ компьютерные программы:

- лабораторная информационная система с модулем внутреннего контроля качества лабораторных исследований;

- внешнего контроля качества.

Исследование (определение) любого лабораторного показателя состоит из 3-х этапов: преаналитического, аналитического и постаналитического. На всех этапах определения любого лабораторного показателя медицинские технологи принимают участие. Кроме того, согласно профессионального стандарта медицинские технологи могут «самостоятельно выполнять лабораторные исследования биологических проб первой и второй категории сложности, и под руководством врача КДЛ третьей и четвертой сложности; процедуры внутрилабораторного и внешнего контроля качества лабораторных исследований» [6].

До декабря 2020 года последипломное обучение медицинских технологов осуществлялось в  медицинском колледже. Однако уровень образования не соответствовал требованиям, так как у обучающихся не формировались практические навыки для работы в лечебном учреждении по направлению сердечно-сосудистая хирургия. Навыки не формировались из-за отсутствия знаний о патогенезе развития ранних послеоперационных осложнений, фармакокинетике и фармакодинамике лекарственных препаратов, роли лабораторных показателей в прогнозировании и диагностики ранних послеоперационных осложнений у кардиохирургических больных, правилах проведения внутрилабораторного и внешнего контроля качества лабораторных исследований. А также из-за отсутствия возможности обучения работы на современных автоматических анализаторах [7,8,9,10,11,12,13]. Это было обусловлено отсутствием современных автоматических анализаторов на учебных базах колледжа; занятостью специалистов КДЛ своими непосредственными обязанностями на рабочих местах; большого количества обучающихся в группах (более 3 человек); отсутствием дополнительного финансирования на приобретение реактивов и расходного материала для оборудования, находящегося на учебных базах.

Вопрос об обучении среднего медицинского персонала КДЛ Центра с использованием практикоориентированного подхода периодически поднимался руководством Центра, и так в декабре 2020 года Центр получил лицензию на осуществление образовательной деятельности, что послужило поводом для разработки и внедрения дополнительной профессиональной программы (ДПП) повышения квалификации по специальности «Лабораторная диагностика».

Цель. Разработка и внедрение ДПП повышения квалификации по специальности «Лабораторная диагностика».

Материалы и методы. Дизайн – слепое образовательное исследование.

Учреждение – ФГБУ «ФЦССХ» Минздрава России (г. Астрахань).

Объекты исследования – медицинские технологи в количестве 16 человек.

Количественные признаки описаны с помощью описательной статистики (среднего значения (m), стандартного отклонения (SD), и относительной дельты (Δ, %)).

Результаты. Преподавательский состав имеет важное значение в успешности обучения [14,15,16,17,18,19,20,21,22]. В связи с чем для разработки ДПП была сформирована рабочая группа, из 6 врачей КДЛ: 5 врачей клинической лабораторной диагностики (КЛД) и 1 врача–бактериолога. Характеристика специалистов рабочей группы представлена в таблице 1.

 

 

 

Таблица 1

Характеристика специалистов рабочей группы

 

№ врача

Должность

Стаж работы по специальности

Стаж работы в Центре

Квалификационная категория

Работа в учебных учреждения среднего и высшего образования

Педагогический стаж

Ученная степень

Работа

в экспертных советах

1

Заведующий КДЛ

26 лет

15 лет

высшая

да

14 лет

кандидат медицинских наук

нет

2

Врач КЛД

32 года

15 лет

высшая

да

9 лет

-

да

3

Врач КЛД

29 лет

15 лет

высшая

нет

-

-

-

4

Врач КЛД

22 года

6 лет

высшая

нет

-

-

-

5

Врач КЛД

15 лет

15 лет

высшая

нет

-

-

-

6

Врач-бактериолог

19 лет

15 лет

высшая

нет

-

-

-

 

Из представленных данных в таблице 1 видно, что практически все врачи имеют высшие квалификационные категории, средний стаж по специальности клиническая лабораторная диагностика составил 24,8±2,96 года, стаж по бактериологии – 19 лет, 2 специалиста КДЛ совмещали практическую работу с педагогической в Астраханском государственном медицинском университете, средний педагогический стаж составил – 11,5±2,5 лет, 1 врач КЛД имел ученую степень кандидата медицинских наук, 1 врач КЛД являлся экспертом в Федеральной службе на надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

Специалисты рабочей группы прошли обучение на базах ведущих учебных учреждений (ФГБОУ ДПО «РМАНПО» Минздрава России, ИУВ ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, ФГБУ «НМИЦ им. В.А. Алмазова» Минздрава России) по вопросам:

 - клинической лабораторной диагностики неотложных состояний, бактериальных инфекций, острого коронарного синдрома, дыхательной недостаточности, новой коронавирусной инфекции.

- контроля качества лабораторных исследований.

- организации охраны труда и техники безопасности в клинико-диагностических лабораториях.

Из данных представленных выше видно, что уровень компетенций у членов рабочей группы был достаточно высокий для разработки ДПП для среднего медицинского персонала КДЛ.  

Изучив нормативно-техническую документацию, регламентирующую работы КДЛ, и на основании профессионального стандарта «Специалист в области лабораторной диагностики со средним образованием» была разработана и оформлена ДПП повышения квалификации по специальности «Лабораторная диагностика» трудоемкостью 144 часа, состоящая из 6-и модулей.  

1 модуль «Гематологические исследования» включал следующие разделы «Эритроцитарные показатели современной гемограммы. Тромбоцитарные показатели современной гемограммы. Лейкоцитарные показатели современной гемограммы. Преаналитический этап. Внутренний контроль качества на гематологическом анализаторе».

2 модуль «Биохимические исследования» - «Преаналитический этап. Лабораторная диагностика заболеваний печени. Преаналитический этап. Лабораторная диагностика заболеваний почек. Преаналитический этап. Белки острой фазы воспаления. Преаналитический этап. Лабораторная диагностика нарушений углеводного обмена. Лабораторная диагностика неотложных состояний при сахарном диабете».

3 модуль «Коагулологические исследования» - «Тромбоциты и их роль в первичном звене гемостаза. Преаналитический этап. Контроль за антикоагулянтной терапией. Антитромботическая терапия. Кардиомаркеры.»

4 модуль  - «Контроль качества лабораторных исследований» - Организация и проведение контроля качества в КДЛ. Виды, этапы, биологическая вариация. Преаналитический этап внутрилабораторного контроля качества. Аналитический и постаналитический этапы внутрилабораторного контроля качества. Интерпретация контрольных карт. Сигмометрия. Внешняя оценка качества работы КДЛ».

Учитывая тот факт, что подготовка программы осуществлялась в период пандемии новой коронавирусной инфекции, то в программу был включен 5 модуль «Бактериологические  исследования», в котором были освещены вопросы этиологии, путей передачи, патогенеза, течения, диагностики этой инфекции.

6 модуль был посвящён «Организации клинико-диагностической лаборатории. Нормативно-технической документации. Санитарно-эпидемиологическими режиму. Оказанию первой медицинской помощи».

Для каждого модуля были оформлены лекции в виде презентаций, по каждой теме были разработаны входящие и исходящие тестовые задания.

Форма обучения была очная.

Практически все модули реализовывались в форме стажировки, которая была направлена на отработку следующих практических навыков [2]:

  • проведение и контроль правильности исполнения преаналитического этапа лабораторных исследований;
  • проведение лабораторных исследований;
  • проведение стандартного обслуживания анализаторов;
  • первичная интерпретация результатов лабораторных исследований;
  • направление результатов клинических лабораторных исследований, требующих дальнейшей оценки и интерпретации врачом;
  • хранение биологических образцов и результатов исследования;
  • проведение оценки качества преаналитического этапа;
  • ведение учета реактивов, сроков хранения, списания при расходовании и отслеживание их количества для текущей работы;
  • контроль условий хранения и транспортировки реагентов и расходных материалов в регламентированных температурных режимах;
  • выполнение процедур внутрилабораторного контроля качества лабораторных исследований;
  • анализ результатов контроля качества аналитического этапа лабораторных исследований;
  • выполнение процедур внешней оценки качества лабораторных исследований;

- анализ результатов контроля качества аналитического этапа лабораторных исследований;

  • выполнение санитарных норм и правил при работе с потенциально опасным биологическим материалом;
  • проведение мероприятий по защите персонала и пациентов от передачи инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, при сборе проб и работе с потенциально опасным биологическим материалом;
  • проведение комплекса мероприятий по обеззараживанию и (или) обезвреживанию медицинских отходов класса Б и В, медицинских изделий, лабораторной посуды, инструментария, средств защиты;
  • проведение экстренных профилактических мероприятий при возникновении аварийных ситуаций с риском инфицирования медицинского персонала;
  • соблюдение правил эксплуатации оборудования и требований охраны труда;
  • составление плана работы и отчета о работе;
  • ведение медицинской документации, в том числе в форме электронного документа;
  • оформление и выдача пациенту результатов лабораторных исследований;
  • использование в работе персональных данных пациентов и сведений, составляющих врачебную тайну;
  • оценка состояния, требующего оказания медицинской помощи в экстренном порядке;
  • распознавание состояний, представляющих угрозу жизни, включая состояние клинической смерти, требующих оказания медицинской помощи в экстренном порядке;
  • выполнение мероприятий базовой сердечнолегочной реанимации.

Общая трудоемкость стажировки составила 72 часа (50%).

В результате освоения ДПП медицинские технологи Центра совершенствовали имеющиеся и приобрели новые профессиональные компетенции по вопросам: контроля правильности исполнения преаналитического этапа лабораторных исследований; проведения аналитического этапа клинических лабораторных исследований; контроля качества; интерпретации результатов лабораторных исследований по полученным  данным.

Для оценки эффективности обучения было проведено предварительное и итоговое тестирование, результаты которых представлены в таблице 2.

 

Таблица 2

Результаты предварительного и итогового тестирования медицинских технологов

 

№ специалиста

Тестирование, %

Δ, %

№ специалиста

Тестирование, %

Δ, %

Предварительное

Итоговое

Предварительное

Итоговое

1

89

96

7

9

88

96

8

2

88

97

9

10

80

91

12

3

85

94

10

11

77

93

17

4

82

95

14

12

86

99

13

5

83

99

16

13

88

99

11

6

83

96

14

14

88

94

6

7

84

96

13

15

80

93

14

8

88

98

10

16

82

95

14

 

Из данных представленных в таблице 2 видно, что результаты предварительного тестирования медицинских технологов находились в диапазоне от 77% до 89% и в среднем составили 84,6±3,7%, результаты итогового тестирования находились  в диапазоне от 91% до 97% и в среднем составили 95,7±2,4%. При этом Δ находилась в диапазоне от 7% до 17% и в среднем составила 11,6±3,2%. Полученные результаты показали, что после завершения обучения уровень знаний у медицинских технологов повысился по сравнению с исходными данными.

Обсуждение. С одной стороны работа в Федеральном центре сердечно-сосудистой хирургии требует от медицинских технологов определенных знаний и навыков для оказания медицинской помощи по направлению сердечно-сосудистая хирургия. С другой стороны внедрение в клиническую практику профессионального стандарта «Специалист в области лабораторной диагностики со средним медицинским образованием» позволило значительно расширить перечень трудовых функций: выполнение лабораторных исследований третьего и четвертого класса под контролем врача клинической лабораторной диагностики [6]. Все вышеперечисленное послужило поводом для разработки и внедрения ДПП по «Лабораторной диагностики».

Обучение по разработанной ДПП позволило совершенствовать имеющиеся компетенции медицинских технологов Центра, а также получить новые компетенции по вопросам контроля качества, интерпретации результатов лабораторных исследований, о чем свидетельствуют результаты тестирования.

Разработанная и внедренная нами ДПП по «Лабораторной диагностике» поможет нашей организации, и медицинским технологам улучшить качество оказания медицинской помощи пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями за счет полученных знаний и умений.

Учитывая тот факт, что разработка программы осуществлялась в период пандемии новой коронавирусной инфекции, то на сегодняшний день программу необходимо пересмотреть и переработать с учетом настоящих тенденций в сердечно-сосудистой хирургии: хирургическое лечение гипертрофической кардиомиопатии и т.д.

Заключение. Дополнительная программа последипломной подготовки позволила медицинским технологам совершенствовать имеющие знания и навыки, а также получить новые компетенции для работы  в учреждении здравоохранения. 

 

Список литературы

1. Петрова О.В. Молекулярные предикторы осложнений в раннем послеоперационном периоде у кардиохирургических больных: диссертация на соискание ученой степени доктора медицинских наук // Кубан-ский государственный медицинский университет, Краснодар, 2022, 274 с.

2. Петрова, О.В., Мурыгина О.И., Шабанова Г.Р., Никулина Д.М. Оценка качества биохимических исследований с помощью сигмаметрии // Лабораторная служба. 2020. Т. 9, №1. С. 74-77.

3. Петрова, О.В., Твердохлебова Д.К., Мурыгина О.И., Никулина Д.М. Оценка качества иммуно-химических исследований с помощью сигмометрии // Медицинский алфавит. 2020. №5. С. 28-29.

4. Смельцова Е.В., Петрова О.В. Внедрение двухкомпонентных систем для взятия крови. Матери-алы научно-практической конференции в рамках VII российского конгресса лабораторной медицины. Москва, 2021, С. 145.

5. Профессиональный стандарт «Специалист в области лабораторной диагностики со средним медицинским образованием. 2020, 14 с.

6. Мухина С.А., Стрижевская В.И., Гурко И.С. Проблемы подготовки специалистов среднего зве-на к практической работе в КДЛ // Клиническая лабораторная диагностика. 2007. №9. С. 5.

7. Разбежкина Н.Э., Хазипов Р.А. Инновационные технологии в подготовке специалистов лабора-торной медицины среднего звена // Клиническая лабораторная диагностика. 2007. №9. С. 6.

8. Камышников В.С. Лабораторная медицина за рубежом: подготовка и клинико-лабораторная деятельность специалистов с медицинским и немедицинским образованием // Медицинские новости. 2011. №3. С. 55-61.

9. Гильманов, А. Ж. Специалисты лабораторной медицины в разных странах // Поликлиника. 2012. 4-3. С. 6-7.

10. Петрова О.В., Шабанова Г.Р. , Мурыгина О.И., Панова Е.В., Никулина Д.М. Повышение каче-ства гематологических исследований с помощью сигмометрии // Клиническая лабораторная диагностика. - 2019. Т. 64, №10. С. 599-602.

11. Имельбаева Э.А., Гильманова А.Г., Карпова С.В., Кадрмаева Г.Т., Илларионов М.В., Халиул-лина З.Р., Гильманов А.Ж. Контроль приобретения практических навыков ИФА курсантами кафедры лабора-торной диагностики в рамках освоения оборудования по национальному проекту «Здоровье» // Клиническая лабораторная диагностика. 2008. №9. С. 16.

12. Sharp S. E., Elder B. L. Competency assessment in the clinical microbiology laboratory // Clin Micro-biol Rev. 2004. Vol. 17, no. 3. P. 681-94. Doi:https://doi.org/10.1128/CMR.17.3.681-694.2004.

13. Laudicina R. J., Beck S. J. Laboratory managers’ perceptions of the impact of teaching on the clinical laboratory. Clin Lab Sci. 2000. Vol. 13, no. 2. P. 180-6.

14. Castillo J. B. The decline of clinical laboratory science programs in colleges and universities. J Allied Health. 2000. Vol. 29, no. 1. P. 30-5.

15. Kayaba H. [Problems in the management of clinical laboratories in Japan]. Rinsho Byori. 2012. Vol. 60, no. 8. P. 762-8.

16. Watson I. D., Wilkie P., Hannan A., Beastall G. H. Role of laboratory medicine in collaborative healthcare. Clin Chem Lab Med. 2018. Vol. 57, no. 1. P. 134-142. Doi:https://doi.org/10.1515/cclm-2017-0853.

17. Okumura N. [College education for medical technologists of the next generation]. Rinsho Byori. 2014. Vol. 62, no. 5. P. 487-92.

18. Bruns D. E. Improving training in laboratory medicine. Clin Chim Acta. 2008. Vol. 393, no. 1. P. 3-4. Doi:https://doi.org/10.1016/j.cca.2008.03.018.

19. Fogazzi G. B., Garigali G., Pirovano B. , Muratore M.T., Raimondi S., Berti S. How to improve the teaching of urine microscopy. Clin Chem Lab Med. 2007. Vol. 45, no. 3. P. 407-12. Doi:https://doi.org/10.1515/CCLM.2007.079.

20. Al-Jubran K. M. A Stakeholders Approach for Curriculum Development of Master’s Degree in Mo-lecular Diagnostics. Adv Med Educ Pract. 2020. Vol. 11. 683-691. Doi:https://doi.org/10.2147/AMEP.S261628.

21. Young DS. Conveying the importance of the preanalytical phase. Clin Chem Lab Med. 2003. Vol. 41, no. 7. P. 884-7. Doi:https://doi.org/10.1515/CCLM.2003.133. PMID: 12940512.

22. Milutinović D., Andrijević I., Ličina M., Andrijević L. Confidence level in venipuncture and knowledge on causes of in vitro hemolysis among healthcare professionals. Biochem Med (Zagreb). 2015. Vol. 25, no. 3. P. 401-9. Doi:https://doi.org/10.11613/BM.2015.040.


Войти или Создать
* Забыли пароль?